Учитель
Педагог
"Признаться, в обеих книгах моих биобиблиографий, особенно в биобиблиографическом указателе 2000 г., составленном самым верными и близким моим помощником в работе последних лет Андреем Мельниковым, дороже всего перечни моих аспирантов и дипломников – они продолжают то, чему отдавал творческие силы. “Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться” – заповедь, верная в обеих своих частях (хотя вторую подчас упускают из виду)." (С.О. Шмидт)
Юбилей Сигурда Оттовича Шмидта // Археографический ежегодник за 2002 год. – Москва, 2004. – С. 285-312.
"В
1990-91 учебном году в Историко-архивном институте было проведено анкетирование
студентов с вопросами об отношении студентов к преподавателям и самый высший
рейтинг (4,92) по пятибалльной системе оказался у Сигурда Оттовича."
[О С.О. Шмидте] // Мир
источниковедения : (сборник в честь С.О. Шмидта) / Рос. гос. гуманит.
ун-т. – Пенза, 1994. – С. 4.
"Отношение
Сигурда Оттовича к ученикам всегда было особенное, заботливое, даже, если можно
так выразиться, семейное, отеческое. Об этом, конечно, известно. Очень
внимательно и при этом настойчиво подводил он студента к выбору темы, зачастую
руководствуясь любопытным психологическим приемом. Ему хотелось, чтобы в герое
дипломной или диссертационной работы молодой исследователь обнаруживал
соответствие своему внутреннему миру. И тогда бы исследовательский труд
доставлял каждодневную радость открытия." (А.В. Мельников, и.о заведующего
отделом археографии Института славяноведения РАН)
Памяти С.О. Шмидта (1922-2013) : [некролог] //
Отечественные архивы : научно-практический журнал. – 2013. – № 4. –
С. 132-137.
"Смысл
педагогической работы С.О. Шмидт видит в развитии творческих способностей
студентов. Хороший преподаватель, по его мнению, должен не только читать
оригинальный курс, но и постоянно приводить свои лекции в соответствие с
новейшими научными достижениями. В какой-то степени с течением времени должна
меняться и форма подачи материала: “Не может привлечь внимания студентов
лекционный курс, в котором из года в год повторяется один и тот же, нередко
компилятивный текст. Мудрость -- это и есть опыт обновления знаний и приемов их
передачи другим. Конечная цель вузовского воспитания - развитие самосознания
будущих специалистов, подготовка их к самостоятельным решениям, а не к
тиражированию ранее известного”. Сигурд Оттович читал лекции на 1-м курсе, и
его задачей было не только дать студентам систематическое изложение событий
русской феодальной истории, но, прежде всего, привить им любовь к профессии. С
этой задачей он блестяще справился. Для того, чтобы облегчить вчерашним
школьникам вхождение в сложный мир исторической науки, со временем он стал
предварять общий курс вводными лекциями с самыми общими сведениями об истории,
историографии, источниковедении, архивах, и, наконец, истории МГИАИ. Позднее из
них вырос небольшой курс “Введение в специальность”. Таким образом многие годы
С.О. Шмидт был первым преподавателем, с которым сталкивались в институте
студенты. В 1969 г., представляя Сигурда Оттовича к ученому званию профессора,
Е.А. Луцкий подчеркивал его особый лекторский дар: “Это талантливый
преподаватель, который читал и продолжает читать очень яркие лекции. Не
случайно мы открываем лекционный курс на 1-м курсе именно его лекциями, чтобы
заинтересовать студентов, привить им соответствующее отношение к исторической
науке. Он неизменно пользуется большим успехом у студентов”. […]
Значительное
место в педагогическом творчестве С.О. Шмидта всегда занимали спецкурсы. Их
тематика менялась по мере того как изменялись и расширялись научные интересы
ученого. Первоначально они были посвящены, в основном, источникам по государственно-политической
истории России XVI столетия. Позднее темами спецкурсов служили
историографические источники, документы личных фондов ученых, документы по
истории культуры. Много лет читался Сигурдом Оттовичем на 3-м курсе спецкурс
“Типы исторических источников и методика их изучения”, тесно связанный с его
работами по теоретическому источниковедению. Основой для него послужили вводные
лекции для первокурсников. В 80-е гг. он вернулся к своим ранним спецкурсам,
подготовив на их материале совместно с С.Е. Князьковым оригинальное учебное
пособие “Документы делопроизводства правительственных учреждений России
XVI-XVII вв.” (М. 1985), хорошо встреченное у нас в стране и за рубежом."
Станиславский
А.Л. Сигурд Оттович Шмидт как педагог // Мир источниковедения : (сборник
в честь С.О. Шмидта) / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Пенза, 1994. – С.
390-395.