Учитель - Сигурд-просветитель: к 100-летию С.О. Шмидта

Перейти к контенту

Учитель

Педагог
"Признаться, в обеих книгах моих биобиблиографий, особенно в биобиблиографическом указателе 2000 г., составленном самым верными и близким моим помощником в работе последних лет Андреем Мельниковым, дороже всего перечни моих аспирантов и дипломников – они продолжают то, чему отдавал творческие силы. “Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться” – заповедь, верная в обеих своих частях (хотя вторую подчас упускают из виду)." (С.О. Шмидт)
Юбилей Сигурда Оттовича Шмидта // Археографический ежегодник за 2002 год. – Москва, 2004. – С. 285-312.
"В 1990-91 учебном году в Историко-архивном институте было проведено анкетирование студентов с вопросами об отношении студентов к преподавателям и самый высший рейтинг (4,92) по пятибалльной системе оказался у Сигурда Оттовича."
[О С.О. Шмидте] // Мир источниковедения : (сборник в честь С.О. Шмидта) / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Пенза, 1994. – С. 4.
"Отношение Сигурда Оттовича к ученикам всегда было особенное, заботливое, даже, если можно так выразиться, семейное, отеческое. Об этом, конечно, известно. Очень внимательно и при этом настойчиво подводил он студента к выбору темы, зачастую руководствуясь любопытным психологическим приемом. Ему хотелось, чтобы в герое дипломной или диссертационной работы молодой исследователь обнаруживал соответствие своему внутреннему миру. И тогда бы исследовательский труд доставлял каждодневную радость открытия." (А.В. Мельников, и.о заведующего отделом археографии Института славяноведения РАН)
Памяти С.О. Шмидта (1922-2013) : [некролог] // Отечественные архивы : научно-практический журнал. – 2013. – № 4. – С. 132-137.
"Смысл педагогической работы С.О. Шмидт видит в развитии творческих способностей студентов. Хороший преподаватель, по его мнению, должен не только читать оригинальный курс, но и постоянно приводить свои лекции в соответствие с новейшими научными достижениями. В какой-то степени с течением времени должна меняться и форма подачи материала: “Не может привлечь внимания студентов лекционный курс, в котором из года в год повторяется один и тот же, нередко компилятивный текст. Мудрость -- это и есть опыт обновления знаний и приемов их передачи другим. Конечная цель вузовского воспитания - развитие самосознания будущих специалистов, подготовка их к самостоятельным решениям, а не к тиражированию ранее известного”. Сигурд Оттович читал лекции на 1-м курсе, и его задачей было не только дать студентам систематическое изложение событий русской феодальной истории, но, прежде всего, привить им любовь к профессии. С этой задачей он блестяще справился. Для того, чтобы облегчить вчерашним школьникам вхождение в сложный мир исторической науки, со временем он стал предварять общий курс вводными лекциями с самыми общими сведениями об истории, историографии, источниковедении, архивах, и, наконец, истории МГИАИ. Позднее из них вырос небольшой курс “Введение в специальность”. Таким образом многие годы С.О. Шмидт был первым преподавателем, с которым сталкивались в институте студенты. В 1969 г., представляя Сигурда Оттовича к ученому званию профессора, Е.А. Луцкий подчеркивал его особый лекторский дар: “Это талантливый преподаватель, который читал и продолжает читать очень яркие лекции. Не случайно мы открываем лекционный курс на 1-м курсе именно его лекциями, чтобы заинтересовать студентов, привить им соответствующее отношение к исторической науке. Он неизменно пользуется большим успехом у студентов”. […]
Значительное место в педагогическом творчестве С.О. Шмидта всегда занимали спецкурсы. Их тематика менялась по мере того как изменялись и расширялись научные интересы ученого. Первоначально они были посвящены, в основном, источникам по государственно-политической истории России XVI столетия. Позднее темами спецкурсов служили историографические источники, документы личных фондов ученых, документы по истории культуры. Много лет читался Сигурдом Оттовичем на 3-м курсе спецкурс “Типы исторических источников и методика их изучения”, тесно связанный с его работами по теоретическому источниковедению. Основой для него послужили вводные лекции для первокурсников. В 80-е гг. он вернулся к своим ранним спецкурсам, подготовив на их материале совместно с С.Е. Князьковым оригинальное учебное пособие “Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв.” (М. 1985), хорошо встреченное у нас в стране и за рубежом."
Станиславский А.Л. Сигурд Оттович Шмидт как педагог // Мир источниковедения : (сборник в честь С.О. Шмидта) / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Пенза, 1994. – С. 390-395.
Назад к содержимому