О Шмидте
Сигурд Шмидт
"Зигу [Сигурда Шмидта] отличала начитанность, широта кругозора, изящная, интеллигентная доброжелательная манера общения, что делало его заметной и неординарной фигурой и привлекало к нему однокурсников.
Понять и объяснить эти характерные черты Зиги я смогла, когда познакомилась с его семьей. Мама – Маргарита Эммануиловна – была изысканно красива, широко образована и духовно богата. Она работала в Институте мировой литературы Академии наук заведующей сектором художественной иллюстрации. [...] Перед самой войной вышла составленная под ее редакцией и с ее предисловием большая книга-альбом “М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество”. Немалое влияние на духовное развитие Зиги оказывало общение с дядей по матери Яковом Эммануиловичем Голосовкером – одноклассником его знаменитого отца по киевской классической гимназии. Дядя – филолог и философ в то время был более известен как переводчик с древних и немецкого языков; после войны изданы его книги “Сказание о титанах”, “Достоевский и Кант”, “Логика мифа”. Словом, Зига рос и воспитывался в среде высокообразованных людей, где ценили знания, широко использовали в своей работе памятники, первоисточники, документы литературы и искусства.
Думается, что интерес к гуманитарным знаниям был привит Зиге и учителями знаменитой 110-й школы, где директор школы И.К. Новиков вел так называемые уроки газеты и учил школьников “читать между строк”. Учитель литературы И.И. Зеленцов зачитывал на уроках фрагменты из произведений древнерусского эпоса и комментировал их, отсылал к подлинникам русской словесности, рекомендовал знакомиться с литературными произведениями, не входящими в школьную программу, игнорировал канонизированный стабильный учебник. Мало кому в советской школе 30-х гг. довелось учиться у таких педагогов.
Отсюда, полагаю, не случайно у Шмидта появился интерес к историческому источнику, документу. Этому помогло и то, что на первом курсе он оказался в семинаре М.Н. Тихомирова, где прошел хорошую школу изучения “Русской Правды”. Михаил Николаевич Тихомиров был признанным специалистом в области источниковедения. Благодарность, уважение, преданность и любовь к своему первому Учителю Шмидт сохраняет на протяжении всей своей жизни."
Эльдарова И.К. “Мы все идем с дворянским флагом, а ты танцуешь по зигзагам” // Источниковедение и краеведение в культуре России : к 70-летию служения С.О. Шмидта Ист.-арх. ин-ту : сборник / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Москва, 2000. – С. 469-471.
"Как же определить его «особость»? Мысленно рисую дерево, высокое, как он сам. Ветви: бросающиеся в глаза академизм и простота, аристократизм, не чопорный, не рафинированный, но аристократизм и демократизм, доступность, тонкий вкус и умение обходиться элементарным, обширнейшая эрудиция и незнание простых житейских вещей, генетическая, очевидно, тяга к путешествиям и домашний образ жизни, открытость, внимание к другим и глубокая внутренняя работа мысли и души, юмор и тактичность, доброта, уважительность, благожелательность и тут же разящая едкая ирония, как оружие. Уж и не говорю о чисто «профессиональных» чертах его личности. Бессчетное множество этих ветвей. Что же ствол? Для каждого знающего его, несомненно – это культура. Врожденная и воспитанная, постоянно обогащающаяся, всепронизывающая, какой только и может быть истинная культура." (К.Е. Новохатский, начальник организационно-аналитического отдела Главархива Украины, выпускник 1972 г.)
Учитель глазами учеников // Отечественные архивы. – 1997. – № 2. – С. 31-43.
"В это трудно поверить, но он до сих пор живет в том доме, где родился. [...] Сколько раз Арбат ломали, расселяли, уплотняли, перестраивали, перекапывали… Дом, где живет Шмидт, недавно буквально треснул от постоянного сотрясения почвы вокруг, его стягивали железными обручами, как бочку или ветхий сундук. Но он стоит, Богом хранимый. И Шмидт оставлен Арбату смотрителем, опекуном, обходчиком (вспоминается пушкинский учёный кот!), воплощением того, что Дмитрий Сергеевич Лихачев называл “нравственной оседлостью”.
Шмидт знает не только об истории каждого дома на Арбате, но и о судьбе почти всех старых арбатских жителей – знаменитых и незнаменитых. Арбат – его деревня, где каждая тропинка или трещинка на доме о чем-то рассказывает. Недавно Шмидт опубликовал свое исследование “Арбат в истории и культуре России” – оно читается как роман.
“...Арбат – это не просто место жизни многих поколений московских интеллигентов… Здесь заповедное поле русской литературы, здесь живут герои “Войны и мира”, романов Тургенева, “Былого и дум”, “Мастера и Маргариты”, “Доктора Живаго”, даже “Двенадцати стульев”. Арбат ведь – это не красивая улица. Не петербургская улица, где восхищаешься архитектурой. Арбат должен славиться другим – духом интеллигентности”."
Шеваров Д.Ш. Уточнение судьбы. Возможно, в этом подспудный смысл жизни и работы учителя // Источниковедение и краеведение в культуре России : к 70-летию служения С.О. Шмидта Ист.-арх. ин-ту : сборник / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Москва, 2000. – С. 496-500.