Краеведение - Сигурд-просветитель: к 100-летию С.О. Шмидта

Перейти к контенту

Краеведение

Ученый > Труды
"Предпосылки развития краеведения в МГИАИ возникли давно и покоились на потенциальной близости региональной истории с преподаваемыми в институте предметами – источниковедением, вспомогательными историческими дисциплинами, историей государственных учреждений и т.д. Региональная тематика присутствовала и на заседаниях организованного в 1949 г. студенческого кружка источниковедения. [...] Именно кружок источниковедения стал рассадником исторического краеведения, а его научный руководитель – вдохновителем возрождения данного научного направления. […]
[...] к середине 1970-х гг. историческое краеведение обрело в МГИАИ известную научную самостоятельность и специфику. Сигурд Оттович нацеливал своих учеников прежде всего на выявление и анализ источников, разработку проблем историографии, поиск личных фондов краеведов. Уже тогда центр краеведческих изысканий поражал широтой – от церковной археологии до истории фабрик и заводов и поисковой военно-патриотической деятельности. Краеведение рассматривалось Шмидтом в контексте с историей и судьбой России, Москвы, музейного дела и охраны памятников. […]
Рубежным для становления и организационного укрепления краеведения в Историко-архивном институте стал конец 1980-х гг. Тогда, на волне гласности, перестройки, надежд на будущее возрождались многие забытые и ранее запретные области исторического краеведения. В 1989 г. по инициативе известного музейного деятеля А.М. Разгона, а также В.З. Дробижева и С.О. Шмидта в МГИАИ была открыта новая кафедра музейного дела и охраны памятников. Если до этого возрождением краеведения в институте занимались на кафедре вспомогательных дисциплин, то на новой кафедре появилась возможность организовать полноценное преподавание дисциплин “Историческое краеведение” и “Охрана памятников истории и культуры” (первый преподаватель В.Ф. Козлов). […]
В конце 1980-х гг. в Москве состоялся ряд конференций, завершившихся организацией краеведческих обществ. В мае 1989 г. С.О. Шмидт выступил с докладом на семинаре-совещании “Краеведение Москвы”, где по существу было решено образовать краеведческое общество. Активную роль сыграл он и в становлении некрополеведения – важного направления краеведения.
К середине 1990-х гг. региональная история и краеведение прочно “прописались” в РГГУ, став составной частью научно-общественной жизни института. В заметное вузовское событие превратилось празднование в апреле 1992 г. 70-летия Сигурда Оттовича. Зримым результатом юбилея стал выпуск замечательного сборника “Мир источниковедения”. […]
Благодаря настойчивости и авторитету С.О. Шмидта в декабре 1996 г. в РГГУ был наконец образован учебно-научный Центр исторического краеведения и москвоведения, призванный содействовать углубленному изучению студентами региональной истории и краеведения (москвоведения) путем организации и проведения научных конференций, семинаров, “круглых столов”, консультаций и т.д."
Козлов В.Ф. Организатор краеведения в Историко-архивном институте РГГУ // Источниковедение и краеведение в культуре России : к 70-летию служения С.О. Шмидта Ист.-арх. ин-ту : сборник / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Москва, 2000. – С. 539-362.
"[…] в сферу внимания С.О. Шмидта входят научные, организационные, методические и педагогические проблемы краеведения.
Научная область интересов С.О. Шмидта связана с методологией краеведения как научной дисциплины и его историей. При этом палитра исторических аспектов оказывается чрезвычайно широкой: общая история отечественного краеведения; история научной краеведческой мысли; историография краеведения; краеведческая археография; источниковедение краеведение и краеведческое источниковедение; персонифицированная история краеведения и др.
В области организации краеведения С.О. Шмидт выступает приверженцем демократизации различных форм и направлений краеведческой деятельности, эффективной координации краеведческих исследований между общественными и государственными институтами краеведческого и памятникоохранительного характера; созданий широкой системы подготовки и повышения квалификации краеведческих кадров.
В области педагогики С.О. Шмидт сторонник активного использования образовательно-воспитательной функции краеведения как средства гуманизации общественных отношений, расширений познавательных возможностей людей, освоения и приумножения культурного наследия. С другой стороны, он сам воспитывает в своих учениках потребность в освоении и распространении научных и историко-культурных знаний.
В сфере методики, которая понимается С.О. Шмидтом как система, объединяющая науку с организацией и педагогикой краеведения, его интересы связаны с разработкой и изданием научно-обоснованных учебно-методических пособий, с осуществлением специальных исследований по выработке эффективных приемов и методов и применению данных различных научных дисциплин в краеведении, с проведением научных и практических конференций, семинаров, совещаний и чтений для обмена опытом в области методологии, организации, педагогики и методики краеведения.
Эти четыре взаимосвязанных “блока” легли в основу программы развития отечественного краеведения, представленной С.О. Шмидтом в Российский фонд культуры, членом Президиума которого он является."
Туманов В.Е. Заметки по поводу одной цитаты из статьи в “Литературной газете” // Мир источниковедения : (сборник в честь С.О. Шмидта) / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Пенза, 1994. – С. 410-416.
"С.О. Шмидт универсален как ученый. Его исследовательский интересы разнообразны, часто неожиданны и оригинальны. Не берусь судить о вкладе Шмидта в изучение средневековой России. Зато выдающиеся результаты историографических и источниковедческих штудий Шмидта для всех очевидны. Если говорить о его месте в научной и общественной жизни нашей страны в прошлом и сегодня, то оно определяется, во-первых, разнообразными исследованиями, связанными с документальным наследием нашей страны и людьми, его изучавшими, и, во-вторых, с пропагандой значения в научном изучении прошлого документального исторического источника и творческого наследия российских историков, археографов, источниковедов. Архивисты России должны быть ему особенно благодарны – в последние лет сорок вряд ли кто так много, проникновенно, со знанием дела и высочайшей степенью гражданской ответственности писал и выступал о роли архивов и архивных документов в жизни человека, общества, государства. И в советские времена, и тем более два последних десятилетия Шмидт много и убедительно говорил о документальном историческом источнике как феноменальном продукте человеческой цивилизации и его роли в познании прошлого. И поэтому сегодня вроде бы незаметно, но совершенно заслуженно в кругу архивистов как России, так и многих стран – бывших республик СССР он признан бесспорным “архивным патриархом”. Совсем не из-за возраста, а по делам в архивном сообществе."
Козлов, В.П. Историческое похвальное слово С.О. Шмидту // Отечественные архивы. – 2012. – № 3. – С. 11-17.
"Не раз в своих научных трудах Сигурду Оттовичу случалось повторять, что осознание связи времен, развития явлений во времени, унаследованности прошлого лежи в фундаменте самой системы человеческого мышления. Признание существования такого “природного историзма” позволяло ему в статьях и выступлениях устанавливать духовно-физиологическую связь творчества любимого им Пушкина с родиной детства поэта – Москвой, а в теории источниковедения расширить содержание термина “исторический источник” признанием воздействия на историю естественно-географических, социоэтнических, геополитических факторов: “Лишь малая часть источников информации о прошлом создавалась с целью сохранения памяти о чем-то или о ком-то, – писал он. – Все остальные лишь позднее и именно историком воспринимаются как позывные истории”. “Все остальное” – это местная духовная культура: фольклор, художественная литература, искусство, архитектурные и природные особенности ландшафта, предметы быта, местная речь, стереотипы поведения, которые воспринимались им как источники ненамеренной исторической информации и которые всегда были главными объектами краеведческого познания родины. В этом расширительном понимании исторического источника коренится преданность Сигурда Оттовича науке краеведения и его желание, выразившееся со всей полнотой в докладе “Академия наук и краеведение” на заседании Бюро историко-филологического отделения РАН 19 января 2011 г., видеть эту науку в системе академического знания. Но не только своеобразие конкретно-исторического, “локального”, краеведческого метода, воплощающего преобладающий в современных гуманитарных штудиях интерес к истории повседневности и исторической психологии, сделало Сигурда Оттовича защитником и популяризатором “провинциальной науки” и поставило его у истоков краеведческого ренессанса 1990-х годов. Этому способствовало особое место краеведения в духовной истории России. Краеведение с XVIII в. сплачивало русских людей разных сословий убеждением в исключительной роли просвещения в развитии общества, отличалось стремлением к сохранению couleur locate “областных культурных гнезд”, способствовало, по мысли Сигурда Оттовича, формированию интеллигенции и было наиболее ярким выражением этого процесса в России."
Московская, Д.С. Академик РАО Сигурд Оттович Шмидт (1922-2013) : [некролог] // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2013. – Том 72, № 5. – С. 75-78.
"[...] в начале 90-х гг. вновь возрос интерес к русской провинции. Историки стали обращаться к проблемам местной истории. Именно С.О. Шмидт стал инициатором и организатором научного центра по изучению русской провинции. Он предложил качественно новое содержание понятия “провинция”, отдавая ей должное и называя ее “важной, полнокровной сферой российской культуры”. В книге “Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии” С.О. Шмидт обратил внимание на специфику провинциальной культуры, считая, что именно в ней сохранилась естественная близость культурных верхов общества и исконной народной культуры. Таким образом, С.О. Шмидт актуализировал проблему самобытности русской провинции, сочетающей в себе особенности столичной культуры наряду с культурой местной.
Будучи организатором научных конференций по историческому краеведению в г. Пенза, С.О. Шмидт постоянно уделяет внимание краеведению как комплексному знанию, историко-культурному, с одной стороны, и в сфере естественных наук, с другой. С.О. Шмидт придал краеведению особое значение и обозначил его место “как отбор и усовершенствование того, что выдержало испытание временем”. С.О. Шмидт одним из первых среди российских историков выделил краеведение как отрасль исторической науки."
Егорова Л.А. Историческое краеведение в творчестве С.О. Шмидта // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания : докл. и тезисы XIV науч. конф., 18-19 апр. 2002 г. : в честь  С.О. Шмидта. – Москва, 2002. – C. 204-206.
Москвоведение
"Идеи С.О. Шмидта разрабатывались в большом количестве публикаций научно-исследовательского характера, появившихся в связи с 850-летием Москвы. Среди них как эпохальное событие следует отметить выход в свет Археографического ежегодника за 1997 г. под его редакцией. В издании участвовал большой коллектив ученых историко-краеведческой направленности. В отличие от многотемных Археографических ежегодников предыдущих лет АЕ за 1997 г. посвящен только прошлому Москвы и истории его изучения. В нем значительно больше места, чем во всех ранее вышедших томах, отведено документальным публикациям, что, безусловно, существенно обогатило источниковую базу исследований в сфере краеведения Москвы."
Рюмина Т.Д. Идеолог и вдохновитель краеведения Москвы // Источниковедение и краеведение в культуре России : к 70-летию служения С.О. Шмидта Ист.-арх. ин-ту : сборник / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Москва, 2000. – С. 355-357.
"Будучи руководителем издания “Московская энциклопедия”, Сигурд Оттович задумал создать справочник о москвичах, ушедших из жизни, но оставивших заметный след в истории столицы своими делами и творчеством. Эта серия получила название “Лица Москвы”. Уже в 2002 г. под редакцией С.О. Шмидта были опубликованы разработанные им и его сотрудниками – учениками методические рекомендации для будущих авторов и редакторов статей, имеющих быть помещенными в данной энциклопедии (Лица Москвы. ”Московская энциклопедия”. М., 2002. Кн. 1: Методические указания для авторов и редакторов / Сост. В.Ф. Козлов, Н.Н. Митрофанов, С.Ю. Шокарев. Отв. ред. С.О. Шмидт). Шмидт и весь коллектив энциклопедии работали с большим увлечением. В результате в течение шести лет, с 2007 по 2012 г., им удалось издать 5 книг, охвативших весь алфавит, от А до Я. Энциклопедический справочник “Лица Москвы” явился весомым вкладом в москвоведение и отечественную культуру. Он стал подарком для москвичей."
Каштанов С.М. Жизнь и деятельность академика Сигурда Оттовича Шмидта. Краткий очерк. Осень патриарха или “мудрость чудака”? // Вспомогательные и специальные науки истории в XX – начале XXI в. : призвание, творчество, общественное служение историка : материалы XXVI Международной научной конференции, Москва, 14-15 апреля 2014 г. : памяти Сигурда Оттовича Шмидта. – Москва, 2014. – С. 5-11.
"[...] заместитель председателя городского Совета [книгоиздания] на протяжении 20 лет и до своего смертного часа оставался неизменным - это был С.О. Шмидт. [...]
Изначально заданные приоритетные направления определили тематику издательских проектов, включаемых в городские программы, и, в свою очередь, определили основную структуру экспертной комиссии. Такими приоритетами являлись темы: история Москвы, исторические и памятные места города; Москва в литературе, искусстве, архитектуре; Москва современная: люди, факты, события; путеводители, книги-альбомы, энциклопедические издания; жизнь знаменитых москвичей, воспоминания о Москве и судьбы известных московских династий; издания к юбилейным и памятным датам и событиям, в том числе военно-патриотическая литература, связанная с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., другими периодами проявления воинской доблести при защите Родины; издания для детей и подростков, литература для семейного чтения."
 
Илизаров С.С. С.О. Шмидт во главе московского городского книгоиздания // Археографический ежегодник за 2013 год : посвящен памяти Сигурда Оттовича Шмидта. – Москва, 2019. – С. 159-164.
"По концепции Дома-музей, одобренной Д.С. Лихачевым, у нас был создан Центр по изучению Серебряного века, куда целевым адресным назначением Президиум советского Фонда культуры передал “Архив русского зарубежья”. Связь с Археографической комиссией РАН и консультации С.О. Шмидта по “Архиву” были постоянными. В эту работу включились и его ученики и студенты.
С.О. Шмидт принимал активное участие в ежегодных международных научно-тематических конференциях музея, посвященных жизни и творчеству Марины Цветаевой. Он выступал с докладами и публикациями в сборниках музея.
Своим авторитетом и яркими выступлениями С.О. Шмидт помог создать на Старом Арбате один из самых привлекательных, известных и любимых в столице музеев. В частности, надолго запомнилась его речь на вечере памяти знаменитого “арбатца” из эмиграции первой волны – писателя Бориса Константиновича Зайцева. После этого вечера музей вместе с С.О. Шмидтом подал прошение в московское правительство об установлении мемориальной доски Б.Зайцева на Старом Арбате."
Катаева-Лыткина Н.И. С.О. Шмидт и культурный центр “Дом-музей Марины Цветаевой” // Источниковедение и краеведение в культуре России : к 70-летию служения С.О. Шмидта Ист.-арх. ин-ту : сборник / Рос. гос. гуманит. ун-т. – Москва, 2000. – С. 353-355.
Назад к содержимому